Сигары Черчилля
У одних Уинстон Черчилль ассоциируется с парламентом Великобритании, у других – с событиями Второй мировой войны, и почти у всех – с мощной сигарой, без которой он редко появлялся на публике. Знаменитый британский премьер был большим поклонником ароматного табака. На множестве фотографий он запечатлен с сигарой в руке или во рту. Давайте же посмотрим, какие сигары курил Черчилль, как он это делал, какие интересные истории с этим связаны. Но сначала немного биографии.
Путь к знакомству с сигарой
Уинстон Леонард Спенсер Черчилль – британский политический деятель, премьер-министр Великобритании с 1940 по 1945 и с 1951 по 1955 годы. Включен в список «100 величайших британцев», составленный в 2002 году Би-Би-Си. А в 1953 году удостоен Нобелевской премии (неожиданно) по литературе. Премьер забрал ее, к примеру, у таких номинантов, как Эрнест Хемингуэй и Роберт Фрост, что вызвало много вопросов. Сам он очень хотел получить Нобелевскую, но за другое: за вклад в укрепление мира (и это было бы логично).
Появиться на свет Уинстону Черчиллю довелось в 1874 году. Родители отдали его в престижную школу Хэрроу, где спустя некоторое время он был переведен в армейский класс. Окончив школу, парень поступает в Королевское военное училище в Сандхерсте (правда, с третьей попытки). Отучившись там, он получает военный чин, а затем отправляется на Кубу в качестве военного корреспондента. В Гаване он знакомится с кубинской экзотикой, к которой, конечно, относятся и прекраснейшие сигары.
Любимые марки, аксессуары, стиль курения
Можно с уверенностью заявить, что любимые сигары Черчилля – это Romeo y Julieta, а также La Aroma de Cuba. Обе марки, разумеется, кубинские. Первая до сих пор пользуется огромной популярностью, ее легко можно найти в сигарных магазинах. А вот вторая уже прекратила свое существование, но осталась в истории благодаря великому британскому политику.
Черчиллевский хьюмидор. У нашего афисионадо всегда были собственные поставщики. Даже когда на кубинском импорте лежал запрет, сигары политику везли обходными путями. Но это потом. Первый же свой заказ Уинстон Черчилль сделал в табачном бутике Роберта Льюиса в 1900 году. В него вошли 50 гаванских сигар Bock Giraldas и 100 балканских сигарет Alexandra (для матери). Льюис останется вечным поставщиком Черчилля, но к нему присоединятся и другие: например, Альфред Данхилл. Так что там насчет хьюмидора? В своем загородном доме наш курильщик держал запас в три-четыре тысячи витол, большинство из которых, конечно, были кубинскими. Хранил он их крайне бережно, можно сказать, бюрократично. Все отделы были подписаны: название, размер, возраст, дата вскрытия упаковки.
Курение по-черчиллевски. Выкуривал наш приятель по 8-10 сигар в день. Хотя есть мнение, что это количество преувеличено. К тому же он не всегда докуривал сигару до конца, а часто просто держал во рту, покусывал или пожевывал. Кстати, из-за этого скрутка становилась размякшей и растрепанной. Чтобы ее подсобрать, премьер использовал ленточку. Такие ленточки специально для этих целей ему и изготавливали. Плюс они смягчали раздражение от постоянного контакта губ с табаком. О том, что Черчилль не всегда докуривал, свидетельствует и его телохранитель Эдмунд Мюррей. Он вспоминает, что был обязан не только охранять тело, но и собирать за этим телом недокуренные сигары и передавать их садовнику. А тот уже докуривал их в трубке.
- В 2021 году остаток сигары, которую премьер-министр курил в 1940 году, ушел с аукциона за 3500 фунтов стерлингов.
- В 2019 году другой окурок выставили на торги при стартовой цене 6000 фунтов стерлингов.
- В 2017 году одну из недокуренных сигар Черчилля, которой премьер наслаждался в 1947-м, отдали за 12200 долларов.
- В 2010-м целая витола Черчилля была продана на аукционе за 2000 фунтов стерлингов.
Черчиллевские аксессуары. Само собой, нашему сигарному ценителю за всю его жизнь надарили гору принадлежностей для курения. Среди них большое количество каттеров. Но такой аксессуар Черчиллем обычно не использовался. У премьера был свой особый метод: увлажнить шапочку сигары, а затем продырявить толстой сигарной спичкой. Прикуривал он этой же спичкой. Эффект получался примерно такой же, как с пробойником: края не осыпались, вкус запечатывался внутри витолы, концентрировался, получался более глубоким. Очевидцы рассказывают, что с Черчиллем иногда путешествовала серебряная пепельница, которая не была особо полезной. Все равно после их посещений все было в пепле: столы, ковры, одежда. Говорят, кресло политика после его смерти так и не смогли до конца очистить от пепла. Он не имел привычки стряхивать: пускай падает само.
Несколько занимательных историй
Черчиллю было не под силу расстаться с любимым табачным изделием даже в самолете, что иногда создавало довольно высокие риски. А однажды он должен был лететь в военном самолете, в котором пассажиры могли находиться только в кислородных масках. Тогда для Уинстона по его настоянию сделали специальную маску, через которую можно было курить сигары. Он не отказался от своего пристрастия, даже когда встречался с королем Саудовской Аравии. Британца попросили на время встречи воздержаться от курения, так как это оскорбило бы религиозные убеждения короля. Но Черчилль ответил, что курение является для него священным ритуалом. И король отнесся с пониманием.
Интересно, что Гитлер и Муссолини не курили. А вот для Сталина, Рузвельта и Черчилля, которые противостояли фашистским лидерам, наоборот, курение было обычным делом, они были заядлыми курильщиками. Хотя курили разное.
Было бы странно, если бы имя знаменитого премьера, поклонника сигар, не стало использоваться для маркетинга. Однажды оно превратилось в сигарный формат. Churchill – витола длиной 17-19 см (7 дюймов) и диаметром 17-19 мм (RG47). Этот формат стал довольно популярен среди афисионадо. Разработали его производители Romeo y Julieta, но затем и другие бренды стали выпускать Churchill. А вообще, в сигарном мире часто использовали и используют не только имя, но и фото, и образ легендарного британского премьера.
В заключение: как Черчиллю пришлось бросить курить
Ходит такая история. Однажды знакомый Черчилля, фельдмаршал Монтгомери, заявил: «Я не пью и не курю, поэтому чувствую себя на все 100». Тот ответил: «А я пью и курю одну за другой, поэтому чувствую себя на все 200». Многие пытались отвадить его от курения: родители, коллеги, медики. Но он считал, что сигара, наоборот, укрепляет его здоровье, успокаивает, помогает думать. Вредными он считал только сигареты и трубку. И ничего его пагубные привычки ему не стоили: прожил до 90 лет. Только после смерти и бросил. Но лучше не пытаться повторить этот трюк.